Работаем с 1924 года

Разработка литий-ионных аккумуляторных систем для беспилотных летательных аппаратов

Проектирование современных аккумуляторных систем для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) часто связно с решением многих конструктивных и функциональных задач. Например, обеспечение высокой энергоемкости, работоспособность в широком диапазоне температур, обеспечения долговечной и безопасной эксплуатации аккумуляторов.

Для выполнения условий безопасной эксплуатации литиевых аккумуляторных систем необходимо реализовать следующие функции:

  1. Обеспечить защиту аккумуляторов от перезаряда и переразряда. Необходимо контролировать напряжение аккумуляторов в аккумуляторной системе. Напряжение аккумулятора должно быть в диапазоне напряжений, установленных производителем. Перезаряд или переразряд аккумуляторов может привести к их деградации и другим последствиям.
  2. Обеспечить защиту аккумуляторов от превышения максимального тока нагрузки и тока заряда. Необходимо контролировать ток, протекающий в аккумуляторной цепи и в случае превышения — своевременно отключать аккумуляторную батарею от потребителя или зарядного устройства, или выдать соответствующее предупреждение.
  3. Обеспечить эксплуатацию аккумуляторов в допустимом диапазоне температур. Важно своевременно корректировать параметры и функции аккумуляторной системы в условиях влияния различных температур. Например, необходимо ограничивать заряд аккумуляторов при отрицательной температуре, а также не допустить их перегрева. Контроль температуры осуществляется за счѐт термодатчиков и контроллера. Обеспечение потребителя необходимой мощностью при отрицательных температурах может потребовать наличие системы предварительного обогрева аккумуляторов до необходимой температуры.
  4. Обеспечение оптимального режима заряда аккумуляторной системы. Литиевые аккумуляторы необходимо заряжать двухступенчатым режимом, состоящим из ступени постоянного тока (CC) и ступени постоянного напряжение (CV). Ток заряда должен быть установлен технической документацией производителя аккумулятора. В процессе заряда аккумуляторной системы важно обеспечить балансирование аккумуляторов, это позволит увеличить ресурс и зарядную емкость аккумуляторной системы.

Помимо вышеуказанного, имеются и другие критерии, влияющие на безопасность и долговечность аккумуляторной системы. Выполнение данных функций обеспечивается системой автоматического управления (САУ). САУ аккумуляторной системы может иметь также необходимые интерфейсы связи для передачи информации о текущем состоянии аккумуляторов во внешнюю систему.

Также, при проектировании аккумуляторной системы БПЛА, необходимо решить ряд конструктивных проблем для обеспечения технических требований к изделию. Например, такими проблемами могут быть:

  1. Расчетная масса аккумуляторной системы превышает массу, установленную техническими требованиями. В данном случае, одним из вариантов решений является изменение материалов деталей на материалы с большей твердостью и меньшей массой, например, детали из углепластика.
  2. Время разряда опытного образца меньше расчетного времени. Необходимо учитывать, что в определѐнных случаях, нагрузка, подключаемая к аккумуляторной системе, потребляет постоянную мощность, а не постоянное значение тока. В связи с этим, по мере разряда аккумуляторной системы и соответствующего падения напряжения, увеличивается ток разряда, а потребляемая мощность остается неизменной.
  3. Аккумуляторная системы перегревается в процессе разряда значительной мощностью. При проектировании аккумуляторной системы необходимо понимать, что при разряде аккумуляторов большой мощностью происходит их саморазогрев, а если аккумуляторы расположены вплотную друг к другу в закрытом корпусе, то они начинают нагревать друг друга. Это приводит к тому, что аккумуляторная система может нагреваться на 50-60% быстрее, относительно отдельно разряжаемого аккумулятора.

Результатом проектирования оптимальной конструкции аккумуляторной системы БПЛА является учет всех возможных условий эксплуатации, прогнозирование критических моментов, а также подбор соответствующей электрохимии аккумуляторов.

- Титов П.В.
АО "НИАИ "Источник"

Свяжитесь с нами

  • 197376, Россия, г.Санкт-Петербург, ул. Даля, д. 10
  • +7 (812) 313-04-50
  • +7 (812) 313-04-69
  • info@niai.ru

или закажите звонок